Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Дети часто начинают совершать плохие поступки,

когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни.
Альфред Адлер

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Психологическое просвещение – это совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных или нуждающихся в психологических знаниях с целью повышения их психологической культуры.

Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, повышение их психоло­го-педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям и педагогам, должны входить:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного пси­хологического развития;

- готовность к школе и т. д.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Специфика психологического просвещения в условиях учреждения образования состоит в том, что носит одновременно профилактический и собственно образовательный характер. В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов.

Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей здесь имеет большое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для педагогов – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.

Условием образовательного направления просветительской ра­боты является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это: лекции, диспуты с органи­зацией дискуссий, семинары, психологические погружения и неко­торые виды тренингов. Данные формы просветительских воздейст­вий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диа­логического (дискуссии) и группового (диспуты) общения.

Темати­ческое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе психоло­га. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планиру­ется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуаль­ным познанием и половой идентификацией, техническими инфор­мационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компью­тер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для педагогов — развивающие программы для детей, симптома­тика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специаль­ные способности (детская одаренность). Данная тематика обуслов­лена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологи­ческом просвещении широко используются и невербальные (на­глядные) средства. В условиях учреждения образования они пред­ставлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развиваю­щих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоря­жение родителей может быть предоставлена библиотека с подбор­кой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для педагогов может быть подготовлена подборка психолого-педа­гогической литературы.

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1)ответственность за соблюдение в  учреждении образования психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

12.02.2021

раскрыть » / « свернуть