|
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела по образованию
Городокского райисполкома
______________ Н.В. Береснева
«___» ______________ 2021г.
|
СОГЛАСОВАНО
Директор государственного
учреждения образования
«Социально-педагогический центр
Городокского района»
______________ Т.Е.Каснова
«___» ______________ 2021г.
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник Городокского районного
отдела по чрезвычайным ситуациям
______________ В.Н.Савицкий
«___» ______________ 2021г.
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник районного отдела внутренних дел Городокского
райисполкома
______________ А.М. Потапенко
«___» ______________ 2021г.
|
СОГЛАСОВАНО
Главный врач учреждения здравоохранения «Городоксая районная центральная больница»
______________ В.В. Самсонов
«___» ______________ 2021г.
|
СОГЛАСОВАНО
Директор государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения»
______________ С.В. Ардяко
«___» ______________ 2021г.
|
|
Социальный проект
«Остров безопасности»
г. Городок
2021
1. Информационная карта проекта
1.1. Название проекта.
Социальный проект «Остров безопасности» предназначен для семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, возвращены после признания нуждающимися в государственной защите, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью выработки у детей и родителей навыков правильного анализа и адекватного поведения в трудной жизненной ситуации, усвоения правил безопасного поведения дома, на улице, в лесу, в парке, транспорте, школе, возле водоёмов в доступной и увлекательной форме.
1.2. Организации, курирующие проект:
ГУО «Социально – педагогический центр Городокского района»
1.3. Авторы проекта (Ф.И.О., должность)
Каукенова Ядвига Чеславовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Социально – педагогический центр Городокского района».
1.4. География проекта.
Г. Городок, Городокский район Витебской области
1.5. Обоснование актуальности проекта.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержке и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас.
Значительная часть работы, совершаемой специалистами в рамках данного проекта, направлена на осуществление педагогических действий, а также на отработку практических действий в различных экстремальных ситуациях. Благодаря этим действиям помощь, которую оказывают, способствует тому, что родители, дети и подростки "группы риска" и члены их семей приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни.
В данном социально - педагогическом проекте под семьей "группы риска" будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".
Кроме того, семьи "группы риска" - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию явно, либо скрыто семей "группы риска". Поэтому одной из основных задач данного проекта является постоянное проведение работы по профилактике семей "группы риска" с целью уменьшения их количества.
1.6. Концепция проекта заключается в том, чтобы создать единое информационное пространство, которое будет способствовать развитию познавательной сферы, коммуникативных навыков, социального интеллекта, творческой активности не только подростков но и их родителей.
В рамках реализации данного проекта возможно широкое использование активных форм социальной поддержки родителей, детей и подростков "группы риска" (социальная и психологическая реабилитация и адаптация, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации).
Все это возможно посредством реализации следующих мероприятий проекта:
- выявление неблагополучных семей и их социальная реабилитация, цель которой сохранить семью, изменить в положительную сторону отношение родителей к детям и подросткам, улучшить социально - экономическую и психологическую ситуацию в семье, повысить правовые, педагогические, психологические знания родителей;
- консультативная помощь детям и подросткам и их семьям в социально - экономическом, медико - социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защите;
- проведение игровых тренингов, «минуток безопасности», моделирование заданных ситуаций, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,
-просмотр фильмов, мультфильмов,
- встречи с сотрудниками РОВД, РОЧС, ЦРБ, ТЦСОН с отработкой навыков безопасного поведения;
- выявление запросов, потребности детей и подростков и их семей, а также разработка мер помощи конкретным семьям с привлечением специалистов из соответствующих учреждений;
- пропаганда и разъяснение прав детей и подростков и членов их семей;
Основной идеей данного проекта является совместное устранение или смягчение социальных, экономических, психологических воздействий неблагополучной семьи, оказывающей отрицательное влияние на развитие детей и подростков и в тоже время ее сохранения и реабилитация, с тем чтобы не произошла изоляция ребенка от родителей.
1.7. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьёй, оптимальных форм и методов педагогического воздействия для оказания помощи по выходу семей из «трудной» жизненной ситуации и оздоровления детско - родительских отношений.
Задачи проекта:
- выработка у детей и родителей навыков правильного анализа и адекватного поведения в трудной жизненной ситуации, усвоения правил безопасного поведения дома, на улице, в лесу, в парке, транспорте, школе, возле водоёмов в доступной и увлекательной форме;
- разработка и реализация комплексной программы взаимодействия педагога с неблагополучной семьёй, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций;
3. диагностирование и определение социально – педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье;
4. осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка;
5. изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
6. организация просветительской работы по овладению родителями психолого – педагогическими знаниями в области семейного воспитания;
7. вовлечение родителей во внеурочную деятельность.
1.8. Участники проекта:
-семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении, возвращены после признания нуждающимися в государственной защите, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
- ГУО «Социально – педагогический центр Городокского района»,
- РОВД,
- РОЧС,
- УЗ «Городокская ЦРБ»,
- ГУ «ТЦСОН Городокского района».
1.9. Сроки проекта
с 1 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
2. Описание проекта «Остров безопасности»
2.1. Содержание проекта.
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственный
|
Подготовительный этап
|
Составление карты неблагополучных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с использованием матрица определения социального благополучия ребенка
Посещение на дому, составление актов обследования.
|
февраль
|
Зам. директора по УВР, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители
|
- островок «Наш дом и семья»
|
1.1
|
Практикум по отработке правильного ведения домашнего хозяйства. Разработка с родителями меню для детей разного возраста.
|
По мере необходимости
|
Специалисты ТЦСОН, СПЦ, учреждений образования
|
1.2.
|
Финансовая грамотность в семье. Практикум по составлению семейного бюджета. Консультация о том, как не накапливать долги.
|
По мере необходимости
|
Специалисты ТЦСОН, СПЦ,ь учреждений образования с приглашением банковских работников
|
1.3.
|
Семинар – практикум «Как создать условия для воспитания и развития ребенка» (уборка, игровая и развивающая среда)
|
По мере необходимости
|
Специалисты ТЦСОН, СПЦ, учреждений образования с приглашением работников ГРЦГиЭ
|
1.4.
|
В семье появился ребенок, что делать? Практикум по уходу за новорожденным (пеленание, купание, кормление, прогулки)
|
По мере необходимости
|
Специалисты ТЦСОН, СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов ЦРБ
|
2. островок «Здоровья»
|
2.1.
|
Тренинг «Всё начинается с семьи: культура общения»
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов ЦРБ (Судакова Л.А.)
|
2.2.
|
Занятие с элементами тренинга «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости»
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов ЦРБ (Судакова Л.А., Янчик М.С.)
|
2.3.
|
Практическое занятие «Как научится признавать свои недостатки и говорить нет»
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов ЦРБ (Судакова Л.А., Янчик М.С.)
|
- островок «Экстремальных ситуаций»
|
3.1.
|
Практическая отработка действий при природных экстремальных ситуациях, угрожающих жизни человека (буря, гроза, пожар, наводнение, снегопад, гололёд и др.)
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов РОЧС
|
3.2.
|
Практическая отработка действий при экстремальных ситуациях, созданных человеком (авария, катастрофа, нападение )
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов РОВД, РОЧС
|
3.3.
|
Практическое занятие по изучению административной и уголовной ответственности.
|
По мере необходимости
|
Специалисты СПЦ, учреждений образования с приглашением специалистов РОВД
|
Тренинги
|
Блок занятий «Подростковый суицид. Программа SOS».
|
1 раз в 3 месяца.
|
Педагог-психолог, специалист ЦРБ.
|
Занятия-тренинги «Правила коммуникации в деловом мире».
|
1 раз в полугодие.
|
Педагог-психолог,
|
Тренинги по профилактике наркозависимости.
|
март
|
Психолог ЦРБ
Специалисты СППС
|
Индивидуально-коррекционная работа
|
Индивидуальное консультирование родителей, по проблемам коррекции асоциального поведения в семье.
|
В течение года.
|
Педагог-психолог,
социальный педагог.
|
Проведение индивидуальных коррекционных занятий и бесед с родителями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
|
В течение года.
|
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог.
|
2.2. Ожидаемый результат.
Результат проекта оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей и детей из этих семей, улучшение взаимоотношений в семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Эффективность работы с детьми из неблагополучных семей и их родителями зависит от использования возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребёнка. Семейное неблагополучие, как правило, отягощено не одним, а несколькими факторами. Помощь, направленная только на один фрагмент, не решит проблемы, а уведёт её в другую сторону. Следовательно, комплексный подход является одним из главных условий эффективности работы с неблагополучными детьми и их родителями.
Результатом работы над проектом станет сформированность интереса родителей и детей к проблеме собственной безопасности, проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях, проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, создание благоприятных условий содержания и воспитания детей.